24 апреля – 8 мая 2004 г.
г. Лаврион – о. Киqнос – о. Парос – о. Qира (Санторин) – г. Ираклион (о. Крит) – г. Ханья (о. Крит) – г. Монемвасия (Мальвазия) – г. Паральон Астрос – о. Спецес – о. Идра (Гидра) – г. Лаврион
Тип - «Oceanis 395». Общий вид - на фото, где кроме яхты представлен и женский состав экипажа в лучшем виде
То бишь: Длина 39,5 футов @ 13 м. Цельнопластмассовая. Вооружена бермудским шлюпом с топовым стакселем (генуя) общей площадью 50-60 кв. м. Стаксель закручивается на тонкий штагпирс, грот закручивается внутрь мачты. Имеется стационарный двигатель, позволяющий развивать скорость до 7 узлов при крейсерской скорости 4 – 5 у. Якорное устройство включает носовую электрическую лебёдку с главным якорем на цепи. Помещения для экипажа – кокпит с продольными банками и штурвальным устройством, холл (кают-компания) под невысокой рубкой (около 30 см.), три двуспальные каюты (одна в носу, две в корме по бокам кокпита). Кокпит закрывается сворачиваемыми тентом и козырьком с прозрачными окошками. В кают-компании и носовой каюте выгорожены два гальюна с унитазом, умывальником и душевым устройством. Душ греется от работающего мотора или от береговой электросети. Кают-компания оборудована диванами и обеденным столом на шестерых (см. фото), штурманским местом и газовым камбузом на качающейся подвеске. В салоне, гальюне и при входе в каюту можно стоять в рост (высота подволока не менее 2 м.). Компьютеризованное навигационное оборудование постоянно фиксирует географическое место по системе GPS, скорость хода, пройденный путь, истинный курс, направление и силу истинного и вымпельного ветра, глубину, температуру воды. Имеется многоканальная рация и музыкальный центр с динамиками в салоне и в кокпите. Снабжена яхта надувным тузиком и подвесным мотором для него (Ямаха).
Яхта зафрахтована у греческой фирмы «Арголис». Судя по вахтенному журналу, идёт в четвёртое плавание, эксплуатируется три года.
Капитан – Мария Расницына, яхтенный рулевой 1-го класса. Фото
(Можно
ли дать координаты для связи?)
Старпом – Оксана Астахова, яхтенный рулевой 1-го класса. Фото
Вахтенный начальник - Юлия Косарская (далее – Юля), яхтенный рулевой 1-го класса. Фото
Обращаю внимание, что все
офицеры экипажа – дамы!
Летописец - Виктор Белоозеров, яхтенный рулевой 1-го класса. Фото.
Связь: телефон 155-43-23 (раб.), э-почта systemling @ narod.ru,
(lДальше по тексту фотографии будут вставлены позже)
Стармех – Павел Карпенко (далее – Паша), судолюбитель (судовладелец и судостроитель или как иначе?)
Матрос на все руки – Святослав Плющ (далее – Слава), судолюбитель (судовладелец и судостроитель или как иначе??)
Весь экипаж – одна семья, все умудрённые, ответственные и непьющие.
Идти из Лаврио по островам Кикладам на Крит, оттуда на Пелопоннес и обратно в Лаврио. Эскадрой из двух яхт. Адмирал эскадры – Андрей Карпухин (Можно ли дать координаты для связи?), он уже плавал по Эгейскому морю в турецких водах. Флагманская яхта примерно такого же вида, имя ей – «Эрмиони». На её борту 7 человек. У нас официально 4 человека. Паша и Слава якобы плывут на третьей яхте из-за того, что они хотят остаться ещё на неделю в Греции.
Оксана: Цель этого похода для меня была кроме
отдыхательно-познавательной еще и самостоятельно-учебной. Первая попытка взять
яхту в чартер и быть вторым ответственным лицом на яхте.
Вёл дневник – летописец. Дополнен замечаниями Оксаны (выделены курсивом).
04ч. Мы с Юлей встали сильно заранее, чтобы спокойно собраться.
Оксана: К сожалению про себя такого сказать не могу – спала
всего 1 час, на сборы 30 минут и завершение всех остающихся дел за секунды до
выхода из дома. В результате на 30 минут опоздала. Хорошо, что встречались с
большим запасом времени.
06ч. Выход из дома. По расчёту путь до Шереметьева займёт 2 часа. Рандеву с командой незначено на 8:00.
07ч. На метро доехали до Речного Вокзала и сразу сели в автобус 851 – городской маршрут до аэропорта.
08:05. Доехали до Шереметьева-2. Расчёт был точен. Почти все уже собрались.
Погода в Москве ясная, прохладная (-1°С). Мы с Юлей утеплились по-зимнему, может быть и зря, но с пару костей не ломит.
10:00. Взлёт по расписанию.
На взлёте любовались Клязьминским морем со всеми его яхт-клубами и прочими прибамбасами. Самолёт возле него сделал полный круг почёта и пошёл облетать Москву с запада. Канал просматривался от Клязьмы до Химок. Дальше самолёт летит на юг вдоль верхего течения Оки. Потом земля затянулась лёгкой дымкой. В положенное время увидели под собой берег какого-то днепровского водохранилища, за которое событие флагманский экипаж принял очередной стакан. В конце полёта хорошо были видны греческие берега, заход в Афинскую долину и сам аэродром.
13:15. Прилетели. В Афинах +21°С, нормально. На небе лёгкая дымка.
Оксана: Тот, кто смог вырваться из Москвы поймет
какой этот класс!!! Ты вся в предвкушении….
14:15. Договорились с двумя русскоязычными микробусами и поехали в порт Лаврио (или Лáврион).
Из аэропорта до Афин и до Лаврио примерно по 50 км в разные стороны. С нас взяли по 45 евро с автобуса.
15:15. Высадились в какой-то марине. Потом оказалось, что не в той.
16:15. Вызвали такси и ещё за 15 евро оказались в нужной марине. Нашли фирму АРГОЛИС. Всё в порядке. Оформляем и оплачиваем аренду.
Наша яхта стоит расчаленная между другими судами (такие же яхты с немецкими экипажами) кормой к берегу. На неё ведёт шаткая доска в 3 метра. Яхту курирует от фирмы грек Георгий (Γεόργιος) = Джордж.
Ветер южный 2 балла. Дымка.
Оксана: Какая красавица наша яхточка! Процесс
приема яхты – особый!! Наш английский позволил понять и догадаться обо всем!?
Джордж своим высокомерием (мужским) вызвал раздражение.
20ч. Погрузившись на яхту и закупив 15 мешков провианта, пошли искать рыбную таверну. Сели в кафе с видом на море. Обслуживание ненавязчивое. Я заказал какую-то судзукакию. С трудом добились, чтобы её всё-таки принесли. Обслуга пыталась нам внушить, что мы уже одну съели. Судзукакия оказалась большой плоской котлетой на всю тарелку. Потратили в среднем по 15 евро на рыло. Не понравилось.
24ч. Все угомонились и уснули. В каютах удобство как в палатке. У входа можно стоять, дальше – мягкий топчан, на котором можно только лежать. Бельё и одеяла – хорошие.
Отсюда и до конца пути время – греческое (на 1 час позже московского).
6:38. Я проснулся. Светает. Облачность разнообразная. Штиль.
7:00. Дежурный Паша сделал завтрак: варёные мюсли на молоке.
8:00. Все поели. Хорошо. Готовимся к выходу. Погода всё та же.
9:00. Команда к выходу. Поднимаем на ахтерштаге российский флаг под греческим. На руле и моторе Мария. Отдаём швартовы. Оксана отдала носовой и побежала на корму одерживать, но разбежалась слишком сильно и осталась за кормой в воде. Бултыхается и выкидывает на палубу тапочки.
Оксана: То что я отдавала носовой – уже не помню. Помню
стремление одержать корму и свое удивление – уже в полете- неужели я упала? Не
может быть! – и в процессе погружения мысли – нельзя попасть между кормой и
стенкой причала. И сожаления о соскочившей с ноги сандалии. Такие удобные и
плавание только начинается. Оказалось, что она плавает лучше меня и когда я
вынырнула – была перед моим носом.
Стало смешно.
9:15. Мужики уже успели выловить Оксану, благо яхта ещё не отошла от стенки, по которой можно было карабкаться вверх. Но также хорошо, что удалось не задавить Оксану между кормой и стенкой. Оксана отделалась только некоторым количеством синяков, которые она с явным удовольствием рассматривала и демонстрировала. Естественно, что они все-таки болели.
Оксана: Наверное удовольствие было! Болело
жутко. Но в работе забывала об этом и вспоминала перед сном, когда не могла
пошевелить рукой. Но все обошлось.
9:30. Выходим под мотором из гавани и ложимся курсом на юго-восток к южному концу о. Макрóниси («длинный остров»). Ветер встречный 1 балл или его нет вообще.
9:57. Пробуем ставить паруса. Заглушили мотор. При встречном 1 балле яхта никак не едет. Включаем мотор снова.
10:30. Прошли 3 мили. Скорость = 3 узла. Полный штиль. Натянуло сплошную облачность (альтастратус = высокослоистые облака). Прохладно. Прибавили оборотов до 4 узлов. Курс = 140°.
11:30. Прошли о. Макрóниси. На горизонте три яхты идут нашим же курсом. Погода всё та же. Впереди цель сегодняшнего перехода – о. Киqнос.
11:40. Пробуем опять ставить все паруса. Бейдевинд и галфвинд 1 балл. Скорость = 1 узел.
12:30. Надоело экспериментировать с парусами. Включили мотор.
13:00. Начало моросить. Поставили тент. Скорость = 4 узла. Курс 140°. Поровнялись с о. Кеа (Циа).
13:30. Нас догнала флагманская яхта. Идём параллельно. Скорость 4,3 узла. Дождь усилился до слабого.
14:00. Не успели пообедать макаронами, как подул попутный ветер в 3 балла. Поставили паруса. Ветер стал 5 баллов с левого бакштага. Скорость = 6,5 узлов (моментами до 7 узлов). Крен незначительный.
14:30. Ветер заходит до галфвинда. Скорость до 8 узлов. Дождь перестал.
14:55. Легли на крутой бейдевинд, направляясь в бухту с горячими ключами на о. Киqнос. Ветер 4 балла. Скорость 4 узла.
15:15. Запутались со стакселем. Стоим в левентике, пытаясь забрать ветер. Стакселю мешает спинакер-фал, который задан за тузик на баке. Стаксель пришлось закрутить. Флагман от нас ушёл вперёд.
15:40. Опять поставили стаксель на правый борт. Ветер 4 балла. Скорость 4 узла. Бейдевинд. Обратно капает дождь.
15:50. Оверштаг через закрутку стакселя. Входим в бухту. Ветер стихает.
16:00. Убрали стаксель. Лавируем к берегу под гротом.
16:10. Убрали грот и под мотором стали на якорь перед пляжем в вершине бухты рядом с флагманом. Бросили и носовой, и кормовой якорь. Очень слабо моросит. Ветер северный с берега, слабый. С южной стороны бухту прикрывает островок (или выступающий мыс?).
Гуляем по безлюдным каменистым холмам, собираем камни и коряги на сувениры. Из песка возле уреза воды действительно выходят тёплые струи, но других источников не нашли.
18:00. Все на борту для отхода в марину.
18:30. Общее собрание и совет капитанов решили остаться ночевать здесь. Организуем праздничный ужин с сухим вином. Ветер раздувает, яхту несколько водит, но мы считаем, что всё под контролем и в безопасности.
Когда Юля отметила, что флагманская яхта виднеется где-то с другого направления, все решили, что это её увело на одном якоре, и не придали этому явлению значения.
21:00. Адмирал Андрей сообщил по рации, что нас ветром тащит на скалы. Мы сперва не поверили, а выскочив на палубу, удивились как это нас пронесло мимо камней.
Пытаемся выбрать якоря и отойти от скал. Задний якорь с большим трудом но вышел. Передний якорь сорвал электрическую лебёдку и застрял в грунте. Мы оказались на переднем якоре возле камней в опасности навала на них при изменении ветра. Ветер с берега до 5 баллов. Нас водит на якорной цепи. Хорошо что волны нет. После многочисленных и безуспешных потуг с якорем решено оставаться здесь с готовым мотором и круглосуточными вахтами.
Оксана: Как мне не хотелось вставать на якоря!!
Как хотелось стоять в закрытой марине! Но разленились и решили остаться.
Так хорошо погуляли, выпили винца… Когда увидели скалы, было не до лени. Когда
вытаскивали кормовой якорь – носовой отдавали, а когда пришла пора вытащить
носовой – оборудованный электролебедкой! Она сдохла. Ребята Паша и Слава
пытались вручную в темноте выбрать 80м якорную цепь. Без особого успеха. Честно
говоря им полагается боевая медаль из картона. (первая) И в непосредственной
близости от скал нам пришлось караулить всю ночь, разбившись на вахты. Ветер
был сильным и нас водило до 180 градусов вокруг якоря.
23ч. Нам с Юлей велено идти спать и ждать ночной команды заступать на смену вахты
2:00. Я встал и высунулся до ветру. Ветер сильный. Небо звёздное. Дана команда мне спать дальше.
5:45. Нас будят на вахту. Одеваемся по полной программе: два свитера, ветровка и непромоканец. Штанов тоже два слоя тёплых с третьим непромокающим.
6:00. Заступаем на вахту. Облачность 100%. Ветер от берега, северный 12 у. (4 балла). Нас водит на 45°.
7:00. Пошел слабый дождик. Ветер 15 у (5 баллов) от NNO (30°).
8:30. Самопроизвольно произошёл общий подъём команды. Оксана стала за руль. Мужики пытаются выбрать якорь вручную. Юля взялась готовить завтрак.
9:15. Завтрак готов, команду призывают есть. Но тут вдруг оказалось, что якорь чист, мотор пошёл. Мы неожиданно выходим из бухты на простор в открытое море.
Оксана: Все готовятся в спокойной обстановке позавтракать... И тут ребята слегка подергав якорь объявляют что он чист!!! Завожу мотор. Какое счастье! Мы свободны! Делаю круг по заводи. Вопрос к капитану – Сразу идем или еще раз отдаем якоря и завтракаем? Желания еще раз вставать на якоря нет. И мы выходим потихоньку из бухты
9:30. Вышли из бухты и легли на курс фордевинд под парусами. Выходит, что идём на следующий остров (Парос). Курсом Suid проходим вдоль Киqноса с запада. Варьируем стаксель. Ветер 20 у. (5 – 6 баллов) Nord.
10:30. Подскисло до 4 баллов (15 узлов). Скорость 7,3 узла. Облачность – сплошная, фрактостратус (разорванно слоистая). Вёдро (т. е. осадков нет). Курс острый бакштаг 170°. Полные паруса.
11:00. Прошли Киqнос и привелись до полного бейдевинда. Скорость 7 узлов. Ветер 15 у (4 - 5 баллов) NO. Кренит, качает. Слегка зарифили стаксель. Облачно, вёдро. Иногда забрызгивает в кокпит. Меня стало укачивать. Юля спит в каюте и не возникает. Паша спит на банке в кокпите и страдает тоже.
13ч. Правым бортом прошли о. Серифос. Остальное всё то же.
17ч. Пройдя траверз о. Cифнос, увидели, что мы не вырезываемся на марину острова Парос, что лавировать туго, что волна 1 м, что половина команды лежит, - решили убрать паруса и идти по курсу под мотором. Ветер 5 баллоов NO. Облачность разорвалась и через дымку светит солнце.
19ч. Пропустив входящих в порт сухогруз и паром, ошвартовались с наружной стороны стенки марины. Ветер 4 балла NO.
Встать внутри ковша марины не удалось, так как капитана замучили советами матросы.
Флагманская яхта, оказывается, уже тут. Она встала к борту чужой яхты с внутренней стороны мола.
22ч. Отправились в ресторан Νισιότισα (Островитянка, Island Girl), куда нас лично пригласил хозяин – толстый бородатый грек, приехавший на пирс на мопеде. Напоили и накормили нас здесь до отвала и за вполне умеренные деньги (7,5 евро с персоны). Адрес заведения: «Πίσω από το Λιμεναρχείο» = «Позадь Гаванеуправления».
24 ч. Отбой. Ясно. Ветер прежний NO. В бухте здесь 3 балла.
Оксана: Яхту всю ночь сильно качало, и она терлась о пирс. Спала мало. Бегала проверять. Периодически пересекалась с другими беспокоящимися членами команды.
5:00. Проснулся. Темно. Облачно.
6:30. Все стали шевелиться. Пошёл дождь. Яхту стало качать. Солнце встаёт из-за рваных облаков. Прохладно. Ветер 3 балла NO.
9:30. Пришёл вызванный по телефону через Джорджа лименарх (начальник порта = Harbour Master) Алексис и сказал, что у кабестана вырубился предохранитель и надо повернуть рычажок в другую сторону. Потом приехал бензовоз, и мы долили солярки (всего 16 литров – совсем мало истратили). Потом пришёл водопроводчик, и мы залили цистерну.
При этом ветер возрос до 5 баллов, яхту стало существенно мотать, и швартовом выломало один рог полуклюза. (Ну кто же додумался швартовные клюзы делать из литого алюминия!?). И борт ещё поцарапали немножко.
10:30. Переводим яхту к рыбацкой стенке внутри ковша. Рыбаки поругались немножко, но Паша их успокоил тем, что купил у них рыбы. При манёвре упустили кранец, который быстро подхватили рыбаки. Пришлось организовать дипломатическую миссия для вызволения кранца. С этим успешно справился Паша. В рыбацкой гавани стоять стало хорошо.
12ч. Сходили в магазин, закупили овощей и 20 л. вина.
13ч. Наши капитаны с мужиками взяли на прокат мопеды и поехали вокруг острова. А мы с Юлей пошли пешком по городу. Солнце светит сквозь альтастратусы и альтафрактусы (высокослоистые и разорванные облака). Ветер 5 баллов Nord.
Оксана: Классно покатались!! Но холодно! Надо одевать теплые куртки. А Паша был в широких шортах. Надо сказать что мужики промахнулись с одеждой сильно (и ведь мы им говорили!). Островок маленький, за день мы его весь объехали. Интересно и колоритно. Особенно хороши разноцветные альпийские маки!
15:30. Осмотрев город, мы зашли на яхту по нужде и перекусили супом и салатом.
16:30. Пошли искать местный монастырь. Ветер раздувает до 6 баллов в бухте, Nord. Солнце в дымке.
18:30. Поднялись к монастырю Кузьмы и Демьяна на горе. Получили за это по три бумажных иконки – Богородица, Георгий Победоносец и Николай Странник (? ΝIΚΌΛΑΟΣ ό πλανάς).
19:30. Спустились к яхте. Ветер подкис до 4 – 5 баллов, Nord.
20:30. Поход в тот же ресторан «Нисиóтиса». Привели туда и флагманский экипаж. Поели опять хорошо, но уже подороже.
23 ч. Отбой. Погода та же.
6:00. Подъём. Я проснулся от того, что все проснулись. Слава сварил кофе и кашу. Погода та же. Солнце с дымкой. Ветер 5 – 6 баллов, Nord.
7:40. Обе яхты выходят. У нас на руле Оксана. Нам нужно выйти из угла гавани, где с обеих сторон прижимают другие суда. Хотели сначала вытащить наш нос буксиром с «Эрмиони», но у них оказалось мелко, и манёвр не удался. Наоборот, прижали нос к стенке и благополучно вырулили мимо рыбацкой лайбы задним ходом.
Оксана: Мы хотели с их помощью отвести нос яхты
от пирса и таким образом уйти. Нас подперли с двух сторон, и был навальный
ветер. Но яхта флагмана нам помочь не сумела, и мы ушли сами!!!
Ветер 5 баллов (16 у), Nord. Волна весьма заметная. Солнце светит. Небо почти чистое. Идём под мотором в бакштаг.
8:00. Легли на курс фордевинд, идём в узкий и мелкий пролив Антипарос под мотором. Впереди флагман, мы следуем ему в кильватер. Скорость 7 узлов. Ветер тот же – 5 баллов Nord. Волна значительная. Сильная бортовая качка.
8:20. Вошли в узость. Нас обогнал сейнер «Капитонис». Волна полегчала. Ветер 5 баллов, Nord. Скорость 6,5 узлов. Следим за глубинами: 5,2; 4,6; 4,4; 4,3; 4,2; 4,1 – дальше глубины стали расти. А ветер стал слабеть – 4 балла Nord. Качка кончилась. Температура воды 14°С.
8:40. Вышли из узости. Ветер стал опять 5 баллов Nord. Но волны и качки нет. Можно ставить паруса, но идём за Андреем под мотором. Солнце светит почти ясное.
9:00. Ставим грот. Фордевинд.
9:12. Ставим стаксель. Мотор вырубаем. Курс 150°. Бакштаг. 5 баллов Nord.
10:00. Смена вахт. Оксана сдаёт руль Паше. Мы теперь впереди флагмана, он идёт нам в кильватер. Ветер 15 у (5 баллов) NNW. Волна незначительная (прикрыта островом). Качка слабая. Все живы. Курс 125°.
10:15. На руле происходит конфликт интересов, в результате которого мы сделали полную циркуляцию, а Пашу послали «чистить гальюн». На руль вызывается Юля. Ветер NW 5 баллов.
10:50. Зачем-то сделали два классических поворота фордевинд. Ветер 4 балла (12 у) NNW. Скорость 6,5 у. Курс 170°.
12:15. Траверз о. Сикинос. Ветер 4 балла (14 у). Ясно, на небе отдельные альтусы.
Флагман идёт левее нас и уже догнал.
12:30. Я заступаю на вахту. Ветер 4 балла Nord. Курс – левый бакштаг. Скорость 6,8 у.
14:30. Сдал вахту Славе. Ветер 5 баллов NNO. Скорость 6 узлов. Правый бакштаг (?). Ясно.
Некоторые разделись загорать, а другие только сняли один из свитеров.
15:30. Подошли к острову нашего имени – Санторин (Θира). Любуемся на серые и рыжие скальные отвесы высотой до 400 м. По их верхушкам рассыпаны белые домики городков. Иногда домики белеют и у берега.
Оксана: Какой красивый остров! Ощущения мира,
пространства и угрозы. Стоит посетить этот остров!
Ветер 4 балла NNW. Скорость 4,7 у. Курс 180°.
15:45. Входим внутрь кальдеры – огромный кратер древнего вулкана, образующий основной остров и цепочку мелких островов, охватывающую круглую лагуну диаметром в несколько миль. Через кальдеру к острову подходят большие корабли, снуют мелкие лодочки.
Ветер 4 балла NNW. Скорость 4,6 у.
«Эрмиони» ушла под ветер к восточному борту кальдеры, чтобы лучше рассмотреть скалы.
16:00. Зашли в ветровую тень западной скалы. Под бабочкой скорость падает до 1,5 узла. Ветер 6 узлов. Приходится специально уходить от скалы к востоку.
16:15. Ставим стабильную бабочку и идём на выход из кальдеры. Ветер 3 балла (6 у). Скорость 3 узла. Курс 180°. Солнце жарит, но прохладно.
16:30. Смена вахт. Заступила Мария. Ветер 4 балла (14 у) NW. Правый бакштаг. Курс 180°.
16:50. Выходим из кальдеры. Андрей отстал, и мы договариваемся с ним по рации, что будем его ждать.
Скала на выходе прикрыла ветер, и он стал 4 балла (12 у) с правого галфвинда.
17:00. Стабильной бабочкой правого галса пошли вдоль южного берега Санторина курсом на OSO. Ветер 3 балла.
17:50. Легли на левый галс курсом на марину Влисада. Ветер NW 13 у (4 балла). Скорость 5,5 у.
18:15. Мы, включив мотор и убрав паруса, с меня слетела шляпа и утонула.
18:30. Встали задом к стенке около катамарана. Ветер здесь 2 балла NW. Давление 755 мм. Бухта живописна отвесными скалами, на которых лепятся ресторанные строения. Следом пришла и «Эрмиони».
Сегодня решили ни в какие рестораны не ходить, пока не съедим имеющиеся запасы.
2:30. Как обычно проснулся среди ночи. Всё спокойно. Ветер 2 балла West.
6:30. Встал я и Паша. Паша вывел свой велосипед. Проблемы с водой; оказалось что нужно просто включить второй бак. Ветер 2 балла NW. Восход ясный, слабая дымка. Давление 754 мм (падает).
9:00. Поели яичницы с колбасой. Спасибо Оксане. Приехал водовоз, и мы заполнили опустевшую цистерну.
11:00. Пошли гулять на раскопки крито-микенского города Акроθира.
Ясно. Ветер 4 балла NW.
Раскопки
очень интересные. Там раскапывают и восстанавливают город, засыпанный
вулканическим пеплом. В отличие от Помпей люди из него успели уйти. И путь туда
и обратно по сельским просёлкам был очень приятным.
Оксана: Класс! Очень познавательная прогулка, если не считать что 10 км в гору и с горы с непривычки… Обгорелые руки (на яхте) некуда было спрятать. И они горели дальше… Мне очень понравилось. А какие ящерицы!
15:15. Вернулись на яхту усталые и довольные. Но тут явилась полиция и велела капитану явиться в главный город с документами. Капитан уехала, а мы ели купленных осьминогов с вином.
18 ч. Сходили на пляж с чёрным песком. Жаркие люди полезли купаться, а мы с Юлей бродили по берегу и собирали пемзу. Теперь все на борту, собираемся выходить в ночь на Крит.
Оксана: Вода не была горячей! Градусов 15-16 , зато очень бодрящая, и выходить не хотелось совсем. А также я теперь могу говорить, что купалась на пляже с черным песком!!
19:00. Проблемы с дисциплиной в экипаже.
19:50. Выход в море. Чисто, никого не зашибли. Выходим из гавани под мотором как указано в лоции под углом 45° к берегу. Солнце заходит в тучу. Ветер 3 балла (8 у) NW. Правый галфвинд. Курс 195°. Давление 753 мм (падает). Скорость 2 затем 3 узла.
Меня отправили спать, чтобы стоять «собачью» вахту.
21:00. Вернулась с вахты Юля.
24:00. Ночь. Луна. Он и она. Немного движений, немного достижений.
Оксана: Не правда! У нас со Славой каждая вахта – неповторимая! Ветер то закисал, то его раздувало. Подсвечивали парус расходясь с пароходом. Сияет как рождественская ёлка! Такой большой, что не поймешь - толи он к тебе бортом, толи кормой.
Ветер 2 – 3 балла NW. Курс 190°.
3:00. Я проснулся и возмутился, что меня не будят на вахту. Заступаю на вахту с Марией. Одежда по полной программе, но без резины. Поэтому промочил попу от росы.
Ветер 1 балл. Бакштаг. Изредка приходят волны зыби. Паруса мотаются. Флаги повисли.
5:00. Сзади нас догоняет пароход. Заводим мотор, подсвечиваем парус. Пароход уходит на восток, не приблизясь к нам.
Ветра нет. Курс 195°.
6:00. Определяем место. Исправляем курс на 205°. Ветер 1 балл Suid, левый бейдевинд. Скорость 4,75 у под мотором.
6:34. Взошло красное Солнце. Идём под мотором. Ветер точно в морду, 2 балла. Скорость 4,8 у. По левому борту под 30° появились контуры гор (о. Диа). Затем появилась земля и справа и по курсу.
7:00. Смена караула. Выходят на вахту Юля, Паша (по-моему, Слава??) и Оксана. Ветер 1 балл Suid. Скорость 4,7 под мотором. Курс 200°. Давление 751 мм (падает).
8:50. Ясно виден город Ираклион (Ираклио). За ним возвышаются заснеженные горы (по карте высотой за 2500 м). Поправляем курс - 180°. Ветер прямо в морду, 2 балла. Скорость 4,6 у. Правим точно на порт, в пространство между двух серых фортов.
9:55. На руль становится Оксана. Входим в порт. Скорость 5 узлов. Ветер 1 балл SO. Паруса убраны.
10:30. Встали к первому же загончику на первом пирсе внутреннего ковша порта. Нам помогает портовое население. Рядом встал немецкий иол Damischa Ridda с пожилой парой на борту (Как выяснили Паша со Славой они уже несколько лет бродят по морю). Здесь все стоянки именные, но пока хозяев нет, можно и ошвартоваться. Нас попросили перейти на другое место довольно скоро.
12:00. Пришёл флагман. Небо затягивает альтастратусами (высокослоистыми облаками). Ветер 2 балла NO.
13ч. Пошли гулять по городу. Осмотрели археологический музей. При этом прошёл дождь. Капает. В Кноссу к сожалению нужно ехать на втобусе (7 км), и мы испугались, что это далеко.
Оксана: Вот именно в этом музее я поняла, как сильно может укачивать на земле! Ужасно. (Спать хотелось! Поэтому и в Кноссу не поехали).
17:15. Осмотрев форт, вернулись на яхту. Дождь кончился. Ветер 3 балла SO. Давление 750 мм (падает).
19:25. Отдаём концы. Мы идём в ночь до порта Ханья, старая столица острова. Флагманская яхта остаётся тут ещё на сутки. Они будут ездить по острову на арендованном автобусе.
Ветер 3 балла SO. Облачность 100%. Иногда капает. Давление 749 мм (падает).
19:50. Поставлен грот. Легли на курс вдоль берега 315°. Ветер 3 балла (10 у), бакштаг.
21:00. Смена вахт. Фордевинд, 4 балла (до 15 узлов). Меня отправили спать перед вахтой.
23:00. Ветер 5 баллов ONO, правый бакштаг. Стаксель
то ставят, то убирают. Потом вахтенные (Оксана) рассказывали, что ветер доходил
до 25 узлов, и они шли какими-то зигзагами, не убирая парусов.
Оксана: После приема вахты ветер
постепенно усиливался. Яхта летела как птица. Порывы были до 25 узлов. Но
длилось это недолго. Стоило мне подумать о рифлении, ветер начал понемногу
стихать. И к 24-00 стал 8-10 узлов. Нагнало волну. При смене курса слабый ветер
и сильная волна не позволила наполнить паруса. Пытаясь поймать ветер паруса
сильно хлопали. Завели мотор. Прошли буквально минут 5-10 под мотором, ветер
10-12 узлов. Ставим паруса. Идем. Опять скисает. И так несколько раз. Где-то за
час – полтора до смены вахты легли на курс обогнуть мыс – 330 гр, поставили
точку, я за рулем, добрый Слава предложил кофе. Все в порядке. И тут минут
через15 он спрашивает А какой у нас курс? - Как какой? 330! Как надо! – Мы идем
обратно! – Не может быть!!! Я иду и перепроверяю по карте наши координаты. Не
верю. Через 10 минут ставим еще 1 точку. Да действительно по карте мы идем
почти в обратную сторону (под мотором) Что делать? И компас и GPS показывают нужный курс а
мы идем в другое место. Прибавила на глазок поправку к курсу…. Аж 90 гр. И
взяли курс по компасу 60гр. Так и шли
где-то час. На карте выглядело это здорово. Возможно там сильное течение? Сильная волна в борт. Сдала вахту и
разделась прямо в кокпите. Боялась, что прикачает. Спала хорошо.
0:00. Ветер скисает. Волна возрастает. Яхту мотает. Паруса полощут и их убирают. Мотор включают.
3:00. Моя вахта. Одежда – по полной программе, но без резиновой куртки. Ветер 2 балла, правый бакштаг. Курс 280°. Скорость 4,5 у. под мотором. Имеет место неслабая качка.
6:00. На вахту выходит Юля. Ветер стал встречный 3 балла. Курс 280°. Скорость 3,7 у. под мотором. Волна всё равно идёт с правого бакштага и изрядно мотает. По оценке высота волны – 1,5 м.
8:00. Обходим мыс Гувинету (?). Море и ветер те же. Облачность 100% циррус и альтус (перистые и высокие). Курс 270°.
9:00. За мысом открывается белый город. Что-то не так показывает GPS. По его показаниям мы ещё не дошли до мыса, а визуально видны внутренние участки залива невооружённым взглядом. Соответственно исправляем курс на 230°, держа на мыс в глубине залива, за которым виднеется большой город. Сделался фордевинд 4 балла, но паруса не ставим. Определяемся на местности и ищем порт.
11:00. Внутри залива волна постепенно затихает. Ветер 4 балла Nord. Город мы нашли, теперь нужно найти марину и вход в неё.
11:30. Пришвартовались. Нам помогли местные люди. На пирсе есть вода и электричество. Мытьё экипажа и палубы.
13:00. Позавтракали и разбрелись по городу. На небе Солнце под слабой дымкой. Жарко и прохладно одновременно. Форма одежды – майка и шорты. Давление 748 мм (падает).
Оксана: Очень приятный город, крупный но очень самобытный, узкие улочки и запах Греции.
20 ч. Всем коллективом пошли в кабак. Ели греческую еду и пили греческое вино – рецину и македонское красное. Рецина не понравилась. Заплатили по 20 евро. Это дорого и не в кайф.
23 ч. Отбой. Прохладно. Ветер 3 или 4 балла Nord.
Ночью все крепко спали.
7:00. Я проснулся. Солнце взошло в дымке. Штиль 1 балл SSW. Давление 751 мм (выросло).
9:00. Позавтракали. Штиль продолжается. Теперь тянет от Nord.
10:00. Команда: Все наверх, по местам стоять, к отходу готовиться! Идём на Пелопоннес, куда рассчитываем прийти только на следующее утро.
10:15. Швартовы отданы. Курс – на выход из гавани. Мотор.
10:30. Заступила регулярная вахта. Легли на курс 320°. Штиль. Скорость 4,3 узла. Температура воды 16,3°С.
11:45. Выпили по стакану вина, и возник ветер в 4,4 узла (2 балла) от правого галфвинда. Ставим паруса и получаем скорость 2,2 узла без мотора.
12:25. Ветер стал встречным 3 узла (1 балл). Убрали стаксель и включили мотор. Скорость 4,8 у.
13:48. Нам пересёк курс миноносец F396. На подходе справа ещё три корабля. Они идут колонной. Вдалеке ещё одно судно.
13:58. Второй миноносец (№ 11) также прошёл у нас по носу на малом расстоянии, и мы могли рассмотреть все его детали.
14:00. Началась наша с Марией вахта. Задача момента: разойтись с оставшимися двумя кораблями колонны. Они имеют вид транспортных судов. Заднее судно уходит явно нам под корму. Переднее рулит прямо на нас. Это военный транспорт № 302. Вежливо ныряем ему под корму и благополучно расходимся, покачавшись на его кильватерной струе. Заднее судно (наливное) без проблем прошло сзади нас.
14:30. Курс 320°. Ветер 5 узлов (2 балла) NW. Идём ровно против ветра курсом на кончик Пелопоннеса. Скорость 3,4 узла.
15:15. Пытались выловить канистру. Думали, что это кранец.
Оксана: Да, один кранец мы все же потеряли, на ночном дежурстве, вот что значит не убрать кранцы с палубы…
Ветер 5 узлов (2 балла) NW. Скорость 5 узлов под мотором. Курс 320°. Ясно, циррусы 20%. Загораем в плавках, но жары нет.
16:50. Готовится смена вахт. Ветер 6 узлов (2 балла) отходит на левый галфвинд. Можно ставить паруса. Пусть это делает новая смена. Скорость под мотором 4,9 узла. Температура воды 17,9°С.
17:00. Юля вахту приняла, но паруса ставить не стала.
17:30. Ставят паруса. Мотор долой. Полный бейдевинд правого галса. Курс 340°.
19:40. Полный бейдевинд левого галса. Ветер 10 узлов (4 балла). Скорость 5,5 у. Дальше к концу Юлиной вахты ветер отходит до фордевинда.
21:00. Смена вахт. Новая вахта (Оксана и Слава) то запустят, то погасят мотор. А я иду спать и готовиться к ночной вахте.
Оксана: Идем в тишине и в тумане. С ветром беда. Так прошла вся вахта в надежде на ветер.
2:00. Моя с Марией вахта. Особого холода нет, но надеваю опять всё, и резиновые штаны тоже.
Курс 315°. Ветер 5 узлов, встречный (NW). Давление 752 мм (растёт). По носу на близком расстоянии прошёл лайнер – весь в огнях. Трудно было понять, где ходовые огни.
4:00. Пересекаем судовой ход. Расходимся сразу с четырьмя грузовиками.
Ветер отошёл на Nord, 5 узлов. Ставим паруса, получаем острый бейдевинд. Скорость 1,5 узла.
6:00. Начинается Юлина с Пашей вахта. Брезжит рассвет. Разошлись с баржой правыми бортами. Курс 350°. Крутой бейдевинд левого галса. Ветер 6,5 узла (2 балла). Скорость 3,3 узла.
6:50. Нас окружила стая дельфинов. Взошло Солнце в дымке (6:30). Ветер – левый бейдевинд 6,5 узлов (2 балла). Скорость 2,8 узла. Курс 350°.
7:10. Вахта решила, что мы идём мимо цели, и сменила галс: Крутой бейдевинд правого галса. Ветер 5 узлов (2 балла). Курс 275°. Скорость 2,5 узла.
8:40. Ветер кончился. Скорость упала ниже 1 узла. Врубаем мотор. Курс 280°. Ясно. Роса высыхает. Вокруг плещутся рыбы. Вдалеке выскакивают дельфины.
10:00. Смена вахт. Заступает Оксана со Славой. Уже подошли к Монемвазии (фото) и пора искать марину. С этим всегда хорошо справляется зоркий Слава. Идём на город, скорость 4,5 узла.
Штиль. Небо чистое, но дымка. Вода 15°С.
Монемвазия – знаменитый город. Здесь в давние времена французским морякам понравилось местное сладкое вино. Они его называли «мальвазия», поскольку не могли запомнить греческое название города. И это название стало известно всему миру из-за любви к вину. Старый средневековый город (фото) расположен на скалистом острове, который соединён с берегом только узкой дамбой. Берега острова – это отвесные скалы, и потому город представляет собой неприступную крепость. К тому же жилые кварталы окружены дополнительной стеной, которая хорошо сохранилась. Выше жилых кварталов на плато, защищённом ещё одним поясом скальных сбросов, сейчас имеются многочисленные развалины, в том числе большой собор (фото), который реставрируют. Внутри старого города дома не разрушены, но населения почти нет, однако действуют магазинчики и ресторанчики для туристов. Новый город (фото) возник около основания соединительной дамбы, в бухте, прикрытой островом старого города.
11:00. Чалимся с внешней стороны к деревянному бону «новой» марины. Вопреки предсказанию лоции за пять лет тут ничего не построено нового. Марина тесная, причалы неудобные. Вообще по свидетельству Андрея по сравнению с Турцией здесь марины вовсе не марины, а одно недоразумение.
12:00. Мы с Юлей пошли в старый город. Скала со старым городом соединена с берегом узкой дамбой и мостом.
13:00. Дошли до старого города.
14:30. Поднялись на самый верх скалы, сели в разрушенную арку и съели яблоки. В природе жарко, но ветерок приятно обдувает и охлаждает. Форма одежды – в майке и шортах. Старый город показался очень интересным. Поразил действующий самостоятельно резервуар воды на самом верху скалы. Он построен ещё «рабами Рима», с тех пор не ремонтировался, но вода в нём чистая. Размеры 25х10х1 м.
Оксана: Очень понравилось. Город хотя и древний, но жилой. Как мне не хотелось ползти в гору по жаре... Но пришлось, и оказалось не так страшно. Взобрались аж к древнему монастырю. Спускаться было сложнее, и несколько раз я чуть не упала.
15:30. Спустились к яхте. Вода в гавани 19,2°С. Дамы купаются. Есть фото.
17:30. Поели фасолей в томате и попили местного вина. Вино показалось грубым. Я поплыл с борта купаться. Вода 20°С. Хорошо!
Оксана: Да? А мы купались была только 18! Но все равно –
хорошо!!!
19:30. Экспедиция в «новый» город за покупками.
21:00. Дамы играют в кают-компании в дурака и запивают местным вином.
Давление 753 мм (растёт).
22:30. Я завалился спать. Погода ясная, но туманная. Штиль всё крепчает.
6:00. Я проснулся точно как заказано капитаном. Сегодня моё дежурство на камбузе.
Бриз с берега (West). Натягиваются циррусы и альтусы (перистые и высокие облака).
7:30. Все накормлены. Намечаем путь: на Паралию или на Плаку? Задача момента – не встрять в российскую «Эгейскую регату». Её переговоры уже слышны в эфире. В результате идём на Паралио Астрос.
Ветер порывами приходит от Nord. Давление 753 мм (стабильное).
Марина здесь расположена с юга от скалы старого города. Огорожена бетонно-каменным молом. Внутри имеет один деревянный бон в качестве пирса. Яхты могут чалиться либо к молу, либо с внешней стороны бона. С внутренней стороны его устроены хлипкие загончики для моторок. Электроразборные колонки – на моле. Водяных кранов не видно, но они могут быть скомпонованы вместе с электричеством (?). «Старая» марина в углу дамбы, ведущей к старому городу, для яхт не годна. Можно однако встать на якорь с северной стороны этой дамбы, но там нет защиты от северных ветров.
7:50. Отход. Ветер 6 узлов (2 балла) Nord. Облачность – альтакумулюс (высококучевые) 80%.
8:00. Ставим паруса. Левый бейдевинд вкрутую. Ветер 5 узлов. Скорость 2,5 узла. Курс 106°. Это не то, чего хотелось бы. Запускаем мотор и ложимся на курс 50°.
8:30. Курс 20°. Облачность – альтастратус 100%.
9:15. Сделался бакштаг 7 узлов (3 балла). Ставим паруса. Волны нет никакой. Скорость 3 узла. Курс 0°.
9:30. Идём бабочкой. Курс 0°. Скорость 2,5 узла. Ветер 7 узлов (3 балла).
10:30. Сделался правый галфвинд 11 узлов (4 балла), 120° от курса. Курс 340°. Скорость 4,5 узла. Облачность 100% стратафрактус.
10.45. Ветер меняется. Мотор то включаем, то вырубаем. Курс 330°. Скорость до 6 узлов под мотором и 3,5 под парусами. Ветер в целом - ONO.
11:00. Смена вахт. Штиль. Курс 345°. Скорость 4,8 у. под мотором. Облачность 100%.
12:00. На траверзе глубокая бухта, видимо с пляжем. Перед бухтой створ двух буёв с красным и чёрным флагами. К бую подходит рыбацкий каик; видимо это стоят сети. По другую сторону бухты ещё одна сеть.
12:25. Дунул правый бакштаг на 7 узлов (3 балла). Ставим паруса, но ветер кончается. Скорость была 2,3 узла под парусами и 4,7 узла с мотором. Курс 340°.
13:15. Подходим к характерному мысу Турковилья. В заливе – дикий пляж. Из облаков выглянуло Солнце. Скорость под мотором 4,7 узла. Курс 332°.
13:40. Задул правый бакштаг 6 узлов. Мотор выключаем. Скорость 1,6 узла. Курс 340°.
Наконец стало тепло и я разделся до плавок, сняв свитерок, рубаху и майку, не говоря уж о толстом свитере и ветровке, которые я снял раньше.
14:15. Открылся порт Плака. Скорость 2 узла.
Ветер 5,6 узлов, Ost 100°, правый бакштаг. Облачность 50% альтастратус.
15:00. Ветер OSO (110°) 7 узлов (3 балла). Наша скорость 3 узла.
15:30. Смена вахт. Заступаю я с Марией.
Ветер OSO (110°) 9 узлов (3 балла). Облачность 30%, но с запада наплывают новые облака.
Идём парусами на автопилоте. Курс 340°. Скорость 3,7 узла.
15:45. Фордевинд с бабочкой. Ветер 150° (SO) 8 узлов. Скорость 4,2 узла.
16:35. Стаксель пошёл налево. Ветер 10 узлов (4 балла) SO (120°).
Курс 330°. Скорость 3 узла.
18:00. Ветер, дувший временами до 15 узлов (5 баллов) и дававший нам скорость до 5,7 у., скис до 8 у. (3 балла) со скоростью яхты 3 узла. Всё это на фордевинде бабочкой.
18:15. Врубили мотор на полный ход. Скорость 6,5 узлов. Курс 325°. Опасаемся не успеть засветло в марину.
19:00. Вошли в залив Паралио Астрос. Ищем марину. Лоция чегой-то врёт. Скорость 5 узлов. Ветер 2 – 3 балла ONO.
20:40. С третьей попытки расчалились на якоре кормой к молу. У мола мелко, руль иногда достаёт до камней на дне.
С гор спускаются тучи, но тают над водой. Давление 750 мм (упало).
24 ч. Наблюдаем полное затмение Луны. По этому случаю выпили всё вино и съели весь сыр. Мы с Юлей пошли спать в фазе максимального затмения. Луна видится как недогоревшая головешка. Ветер SO 3 балла.
Марина здесь довольно обширная, но дурная. Возле мола, где швартуются яхты, мелко. Береговая часть ковша тоже мелкая. На моле есть водоразборные краны, но нет электричества. Водой мы заправились сами, но потом некой старик захотел получить за это деньги (когда мы уже отдали швартовы).
7:30. Я проснулся. Каплет дождь. Штиль. Облачность 100%. Дымка. Лодку слегка качает. Давление 749 мм (падает).
8:30. Завтрак. Разведрилось, иногда выглядывает солнце. Ветер переменный от 0 до 3 баллов с разных сторон. Экипаж пошёл гулять по городу – в крепость и в магазины. В городских садах изобилие жирных виноградных улиток. Супермаркета не нашли. Отоваривались в отдельных лавках. С трудом нашли гаванеуправление (лименархию), но всё было заперто, ни отметиться, ни узнать погоду не удалось.
Оксана: Приятный маленький курортный городок. Как же нас радует почти полное отсутствие людей (туристов) - только немногочисленное местное население. Захотелось супчика. Сварила.
13:00. Обед с курицей. Спасибо Оксане. Штиль. Каплет дождик. Давление 747 мм (ещё упало). Сегодня хотим переехать на о. Идра. Здесь смотреть больше нечего.
13:30. Отход без эксцессов. На наше место пришла яхта из «Арголиса», участница российской регаты. Штиль. Облачно. Тепло. Курс 110°. Ветер фордевинд-бакштаг 5 узлов. Скорость под мотором 6 узлов.
14:00. Вышли из прикрытия берегом и получили ветер в полный бейдевинд от Suid, силой сначала 4, затем 6 баллов. Поставили полный грот и предельно зарифленный стаксель.
14:50. Шквал кончился. Закапал дождик. Выставлены полные паруса. Ветер 3 – 4 балла Suid. Значительная волна.
15:30. Ветер опять усилился до 6 баллов. Ставим 1/3 грота и 1/3 стакселя. Полный бейдевинд. Скорость до 7 узлов. Кренит мало. Качает крепко. Забрызгивает.
Оксана: Мария стояла за рулем и ловила КАЙФ! А у меня сразу возникла мысль – лезем в шторм, надо искать куда прятаться. В каюте швыряет сильно. Стаканы на полках явно звенят. Ближайшее укрытие маломальски приемлемое – марина на Специи. Но туда еще надо добраться. Сразу надела полный комплект непромоканца. И правильно сделала. Мария не успела сразу, а потом было уже поздно. Встала за руль. Яхта умничка!! Руля слушалась! Порывы 46 узлов были все время, ниже 36-38 не опускались.
16:00. Ветер ещё покрепчал. Стал встречным – SO. Отмечен порыв с силой выше 46 узлов = 80 км/ч = 25 м/с (10 баллов однако = «Ломает деревья, повреждает строения» Бофорт). Убираем все паруса и врубаем мотор на полную мощность. Идём почти против ветра со скоростью от 2 до 4 узлов. Качает грандиозно и бьёт днищем о волну. Постоянно брызги обдают весь кокпит с головы до ног. Иногда трудно продрать глаза из-за брызг. По нашей оценке высота волн не менее 2,5 м (волнение 6 баллов – по оценке Оксаны).
Оксана: Сначала мотор работал вполсилы, но когда я поняла, что стоим на месте, то врубила его почти на полную, скорость стала 2,5-3 узла. Волна встречная, большая и короткая. Кокпит заливало так, что я не могла вздохнуть. Когда волны забивала дыхание и не было видно ничего, пропускала волну, и раздавался удар корпуса яхты при падении с волны. Когда приблизились к проливу, стало еще интереснее – волны с двух направлений сбивались, и отыграть их стало очень трудно. Хотя я старалась.
18:00. Достигли тени о. Спеце. Волна утихла немного, а ветер нет. Здесь нужно уходить в марину. Она оказалась возле маяка, который стоит на пологом мысу в конце острова. Марина огромная. Много разнообразных кораблей. Все стоят на якорях задом к стенке или на бочках посреди залива. Еле нашли местечко между шикарными яхтами – катамаран Tethys системы NautecH 435 и краснодеревый швейцарец Sun Odyssey. Они нас сюда пригласили и помогли швартоваться. Зашли мы на место только с третьей попытки, но чётко – Слава Оксане! В гавани дует, но не качает. Фото
Оксана: Яхт оказалось очень много, хорошо что было местечко. Ветер навальный 28-30 узлов, сначала не могла понять что требуется. Потом решила не крутиться на пятачке, а выйти и зайти в марину снова. Мне кажется, экипажи соседних яхт вздохнули с облегчением, но не тут то было. Мы вернулись, и нам удалось вписаться в эту дырочку. СПАСИБО соседям и нашему экипажу! Наступила удивительная тишина и неверие, что все позади. Все таки адреналин – это особое дело. Удивительно – меня укачивает при 4-5 баллах, а тут даже намека нет. А как красиво! Стихия и ты вместе с ней!!
Напоили швейцарцев водкой (горилкой). Пошли в таверну и съели жареного сыра. Настроение прекрасное!
Оксана: Я уж думала, что запасы крепких напитков останутся невыпитыми! А как хорошо пошло!!
Ночью светила Луна. Ветер дул по-прежнему.
По штормовым условиям мы сегодня прошли только до острова Спеце (Spetsai). Половина намеченного пути. Гавань называется Zogiorvia, или по лоции – Baltiza creeck = Balza = Palaio Limani = Старый Лиман. Здесь очень длинный залив, по всей площади которого стоят яхты. Это согласно лоции – «старая гавань». «Новую гавань» мы осмотрели, зайдя в неё по дороге. Она мала и плохо прикрыта. Предназначена она для коммерческих прогулочных судов.
Флагманская яхта от шторма укрылась на острове ( ? ), где они имели массу проблем. Дело в том, что тамошняя марина оказалась плохо укрыта от непогоды. При южном направлении шторма ветер в марину задувал с разных сторон – то с востока, то с запада. Поэтому нельзя было приспособиться к определённым условиям. Пришлось всю ночь работать со швартовкой и отпираться от наваливающих соседей. В результате адмирал Андрей перетрудил все свои мышцы, связки и суставы, и даже через 20 дней в Москве страдал неполной работоспособностью.
6:30. Я проснулся, умылся. Восход чистый, но опят на небе дымка. Ветер скис – 6 узлов (2 балла) от Suid. Давление 746 мм (опять упало). Вода 14,8°С.
Я убедил экипаж, что сегодня нужно переместиться на Идру, чтобы не иметь проблем с последним слишком длинным переходом. Мы с Юлей обошли весь городок. Возле маяка интересно осмотреть сад металлических скульптур (фото). Отходим после обеда.
15:35. Отход. Ясно. Дымка. Ветер в правый галфвинд 4 балла (14 узлов).
15:50. Юлина и Пашина вахта. Мотор выключают. Ставят полные паруса. Правый галфвинд 3 балла. Курс 70°. Скорость 5,6 узлов. Идёт небольшая зыбь, немного качает. Давление 747 мм (выросло).
17:15. Поровнялись с началом о. Идра (Гидра). Ветер скис, волна осталась. Убираем стаксель, а затем и грот, чтобы не мотались. Включаем машину. Курс 70°. Скорость 4,5 узла.
Ветер 2 балла с правого галфвинда (SSO).
17:40. Волна за островом кончилась, Опять ставим грот. Правый бакштаг 2 – 3 балла. Курс 70°. Двойной тягой скорость 5 узлов. Догоняем некую яхту. При выключенном моторе скорость стала 3,5 узла, а при бабочке – 4,5 узла.
Оксана: Сплю и загораю!!!
18:35. Нас догоняет и собирается таранить в левый борт сухогруз. Пропустив его циркуляцией, заходим в марину. Фото
19:00. Со второй попытки чисто ошвартовались у стенки коренного берега, кормой прямо к ресторану (фото).
20:15. Солнце село в туманную мглу. Ветер здесь 3 – 4 балла, южный (Suid). Вне гавани ветер дует вдоль пролива – западный, 5 баллов. В бухту приходит заметная волна. Яхту качает.
Здесь гавань тесная и плохо укрыта от волн. Точки снабжения водой и электричеством устроены на моле. На коренном берегу можно, наверное, подсоединиться к системам ресторана. Мы никуда не подсоединялись.
Городок замечателен тем, что его основные улицы сделаны в виде крутых мраморных лесниц. Поэтому нет никакого колёсного транспорта. Для разгрузки приходящих барж пригоняют на набережную целое стадо мулов (фото). Есть также морское такси.
23 ч. Посетили коллективом ресторан за 24 евро на двоих. Без удовольствия. Отбой. Яхту заметно качает, но ветер отжимной, опасности навала нет. Рядом с нами пристроился целый флот яхт (фото). Сюда перешли те, которые были ошвартованы у мола: их стало срывать с якорей и наваливать на стенку.
Оксана: Появилась у меня мысль о якорях, как бы не запутались! Спала плохо, боялась срыва с якоря. Яхту сильно качало.
6:00. Я проснулся. Качает. Ветер 3 балла Suid.
6:30. Умылся. На небе ясно. Ветер в гавани 3 балла от S или SO, но в море видны барашки.
9:00. Позавтракав, начали отход. Сразу же Мария отдала команду убрать кранцы внутрь, а зря. Оказалось, что на нашей якорной цепи лежат три якоря соседей (И ведь предупреждала же лоция, что здесь это частое явление!). Вот тут нужно было бы дать команду вывесить кранцы обратно. От натуги и ужаса опять отказала якорная лебёдка. Одерживаемся от соседних яхт. Заинтересованный немец прыгнул к нам на борт и помог освободить свой якорь. А когда высаживали немца на берег, капитан Мария дала машине ход вперёд, когда нужно было назад. К моему удивлению отделались только царапинами правого борта и бодро вылетели из гавани. Вся операция заняла 40 мин.
Оксана: Очередная сложная ситуация, которых в этом походе было достаточно. Если бы эта дурацкая лебедка не отказала в очередной раз… Посылали Пашу включить предохранитель – никакого результата!! И опять вручную, да еще якорь чужой. 2 - мы все-таки скинули, и если б не лебедка… А так около чужих яхт, места для маневра никакого, и еще немец… Я так и не поняла, включал ли Паша предохранитель (просили дважды) и почему потом Джордж включил его сразу! У нас не было даже что сказать! А Паша заявил, что это его не касается… Поцарапали борт.
9:45. Юлина вахта. Курс 68°. Ветер 5 баллов (15 узлов) попутный. Скорость под мотором 4 узла.
9:55. Поставлен грот, выключен мотор. Скорость 5,5 у.
Звоним хозяину яхты Джорджу и жалуемся на кабестан.
10:45. Поравнялись с восточным концом Идры. Ветер 3 балла фордевинд. Стоит бабочка. Курс 60°. Скорость 4,5 узла.
11:40. Ветер скис до 5 узлов. Волна осталась (около 1,5 м). Качает значительно. Врубаем мотор, убираем паруса. Вообще сделался встречный штиль. Скорость 5 узлов.
12:10. Идём под мотором. Скорость 5 узлов. Курс 50°. Отметил, что дует фордевинд на 17 узлов (5 баллов), но он тут же скис и задул со всех сторон сразу.
13:00. Мы с Марией встали на вахту. Сегодня моё дежурство на камбузе, и я подал всем холодные бобы в томате из железной банки. Команда была довольна, кроме сменившейся вахты, которая была укачавшись.
Оксана: Было очень вкусно и как-то кстати.
Ветер всё тот же переменный. Зыбь с правого бакштага несильная, но качка от неё сильная. Идём под мотором в основном по ветру. Скорость 5 узлов. В небе ясно, отдельные циррусы.
14:00. Поставили грот. Двойной тягой скорость возросла до 6 узлов. Ветер 14 узлов (4 – 5 баллов) фордевинд. Курс 50°.
15:20. Ветер скис (3 узла), но фордевинд. Волна выросла (примерно 1,5 м, зыбь), идёт от правого бакштага. Яхту мотает. Задаём новый курс 43°. Облачность – циррусы 80%.
15:50. Нас догнал с левого борта сухогруз, и мы были вынуждены разойтись с ним через циркуляцию. Новый курс - 25°, идём в пролив Макрóнисос. Уже открываются панорамы города Лаврио.
16:00. Сдаём вахту Оксане, которая будет входить в порт.
Ветер 2 балла в правый галфвинд. Волна в проливе затихает.
Оксана: Вот уж мне не очень хотелось швартоваться в Лаврионе! На глазах у всех! Конечно опыта у меня прибавилось… Но до мастерства еще далеко. Кажется справилась и наконец, поняла как именно она слушается руля на заднем ходу…
17:00. Со второй попытки чётко встали на свободное место у стенки, почти там же, откуда отошли две недели тому назад. Нас уже встречает Джордж и сразу обегает всю яхту и смотрит, в каком она состоянии.
До конца дня Джордж составил дефектную ведомость, с нас вычли за повреждённый борт, потерянный кранец и расшатанную стойку леера 400 евров (много!), и мы рассчитались с «Арголисом». Вечером устроили допивание вина и доедание провианта на борту.
Оксана: Очень грустно! Путешествие закончилось!
Благополучно. Все уже мысленно возвращаются домой. Ну ладно, авось не последний
раз! Мне жутко понравилось!!!!!!
Встали рано, в 6 часов, и к 8 уже были поевши и почти собравшись.
9:00. Пришёл Джордж мыть яхту, и мы переселились на набережную. Мой фотоаппарат почему-то отказался заснять прощальные портреты экипажа.
10:00. Приехали вызванные такси, и мы распрощались с гостеприимным портом.
13:40. Благополучно вылетели в Москву согласно расписанию. При посадке греки тщательно шмонали ручную кладь.
Оксана: Отобрали ключ от дома! Что-то они очень уж
тщательно! Олимпиада?
А у Юли отобрали маникюрные ножницы, которые она забыла спрятать в чемодан. Пришлось в Москве потратить некоторое время на вызволение своего имущества
Дома мы были ещё при свете дня, усталые, но довольные.
Хорошо бы прицепить карту, на которой показать наш маршрут